студент
сотрудник
Целью настоящего исследования является институциональный анализ внутреннего газового рынка Узбекистана в контексте реформ 2015–2024 годов с акцентом на структурные ограничения, подрывающие его экономическую эффективность. В работе предложена концепция полуструктурированного рынка как формы, сочетающей централизованное управление и элементы имитационной конкуренции. На основе статистического и сравнительного анализа рассмотрены последствия формальной реструктуризации, цифровизации учёта газа и попыток тарифной либерализации. Установлено, что сохранение вертикальной интеграции, ограниченный охват цифровыми технологиями и жёсткое ценовое регулирование формируют устойчивые институциональные барьеры для конкуренции, инвестиций и модернизации. Научная новизна заключается в разработке аналитической рамки, позволяющей оценивать энергетические рынки переходных экономик через призму институциональной полуструктурированности. Практическая значимость выражена в системе поэтапных рекомендаций по разграничению функций, адресной субсидии и привлечению частного капитала на основе международного опыта.
природный газ, Узбекистан, институциональная экономика, полуструктурированный рынок, реструктуризация, тарифное регулирование, цифровизация, субсидии, монополия, энергетический рынок, реформы, рыночное ценообразование, инфраструктура, институциональные барьеры
1. Asian Development Bank. Energy Sector Assessment: Uzbekistan. — Manila: Asian Development Bank, 2020. — 68 с/
2. CEIC Data. Uzbekistan Natural Gas Statistics [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ceicdata.com/en/uzbekistan/natural-gas (дата обращения: 3 мая 2025 года).
3. Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. Энергетический сектор. — Ташкент: Госкомстат, 2024. — 64 с.
4. Министерство энергетики Республики Узбекистан. Объявлена себестоимость электроэнергии и природного газа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2023/09/21/obyavlena-sebestoimost-elektroenergii-i-prirodnogo-gaza (дата обращения: 8 мая 2025 года).
5. Gazeta.uz. Узбекистан превратился в нетто-импортёра газа. Как так получилось? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gazeta.uz/ru/2024/01/25/gas-importer/ (дата обращения: 8 мая 2025 года).
6. Kun.uz. Узбекистан в 2023 году выделил более 14 трлн сумов на субсидии на газ и электричество [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://kun.uz/ru/news/2024/01/30/gaz-i-energiya-subsidii (дата обращения: 8 мая 2025 года).
7. Zhang D., Broadstock D. Efficiency and reform in China's energy sector: A DEA approach // Energy Economics. — 2019. — Т. 80. — С. 682–695. DOI:https://doi.org/10.1016/j.eneco.2019.01.005.
8. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. — Cambridge: Cambridge University Press, 1990. — 152 с.
9. Williamson O.E. The Economic Institutions of Capitalism: Firms, Markets, Relational Contracting. — New York: Free Press, 1985. — 450 страниц.
10. Helm D. Energy, the State, and the Market: British Energy Policy since 1979. — Oxford: Oxford University Press, 2003. — 436 с.