Запретить нельзя разрешить: политика этики взаимодействия с генеративным ИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье предложена концепция комплаенс-политики в условиях образовательного учреждения высшего образования для ответственного использования генеративных технологий искусственного интеллекта как студентами, так и преподавателями. Описаны особенности нейросетевых инструментов (ChatGPT, YaGPT и др.) генеративного искусственного интеллекта (ГИИ), позволяющие повысить результаты учебного процесса. Проведено предварительное исследование по определению рисков нерегламентированного использования нейросетей, вызывающих проблемы этического характера в образовании. Обозначены ключевые проблемы соблюдения норм этического и репутационного характера в образовании: правил академической честности в использовании ГИИ); прозрачности в коммуникациях и отчётности; авторского права (антиплагиат); внутренних регламентов; ответственности за результаты. Проанализирован опыт практик этического использования ИИ и GPT- технологий. На базе существующего мирового опыта реализации этических принципов регламентированного использования ИИ в образовании разработан регламент использования ГИИ на основе методологии репутационного комплаенса. Создание атмосферы комплаентности, т.е. соблюдения участниками образовательного процесса правил регламента в коммуникациях с ГИИ рассматривается автором как цель реализации концепции комплаенс-политики в контексте проведенного исследования.

Ключевые слова:
политика, нейросети, генеративный искусственный интеллект, комплаенс, принципы, этика, нарушения, регламент, образование
Список литературы

1. Искусственный интеллект и высшее образование: возможности, практики и будущее: Исследование Яндекс Образования и ВШЭ. [Электронный ресурс]. – URL:https://education.yandex.ru/aihighreport (дата обращения:05.02.2025).

2. Скрытые затраты на решения для обеспечения академической честности, предназначенные только для обнаружения// Избранные статьи [Электронный ресурс]. – URL: https://packback.co/blog/(дата обращения: 05.02.2025).

3. Заявление Британских университетов группы Russel об использовании генеративного ИИ в образовании. [Электронный ресурс]. – URL: https://russellgroup.ac.uk/news/new-principles-on-use-of-ai-in-education/(дата обращения: 05.02.2025).

4. Декларация этических принципов создания и использования систем искусственного интеллекта в НИУ ВШЭ. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hse.ru/news/expertise/937067191.html(дата обращения: 09.02.2025).

5. Комплексная система комплаенс/Национальная ассоциация комплаенс, Россия (НАК). – URL: https://compliance.su/services/komplaens/ (дата обращения: 19.02.2025).

6. Матафонова А.С., Орлова М.Г. Репутационная основа коммуникационной политики компании/ В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации //Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции. Под общей редакцией И.Ф. Жуковской. 2018. – С. 216-219.

7. Орлова М.Г. Формирование репутационной комплаентности студентов - основа лояльности к университету/ В сборнике: Резервы совершенствования профессионального образования в ВУЗЕ//Материалы международной научно-методической конференции. Сибирский государственный университет путей сообщения. 2018. – С. 117-121.

8. Опрос для участников конференции E-DIGITAL SIBERIA’2025.– URL: https://forms.yandex.ru/admin/67c5ac40505690afedfe325a/answers?view=stats (дата обращения: 29.04.2025).

9. Герли Д. К., Дагли А. Л. Приоткрыть завесу тайны над моральными рассуждениями и развитием этического лидерства для руководителей школ K-12 // Журнал исследований в области лидерского образования, 16 (3), 243–274. — 2024. — №. 16(3). — С. 243–274. – URL: https://doi.org/10.1177/1942775120921213 (дата обращения: 14.03.2025).

10. Цзе А. Л. Х., Камроззаман Н. А. Проблемы, с которыми сталкиваются студенты высших учебных заведений при использовании искусственного интеллекта (ИИ) против их учебного опыта // Открытый журнал социальных наук. — 2024. — №. 12. — С. 362-387. – URL: DOI:https://doi.org/10.4236/jss.2024.1210025(дата обращения:14.03.2025).

Войти или Создать
* Забыли пароль?