сотрудник
Московский государственный технический университет гражданской авиации
сотрудник
В статье представлены ряд результатов исследования актуальной темы оптимизации бизнес-процессов авиатранспортного предприятия на основе функционально-стоимостного анализа. В условиях обостряющейся конкуренции и роста операционных расходов в авиационной отрасли оптимизация внутренних бизнес-процессов становится ключевым фактором повышения эффективности деятельности авиапредприятий. Для анализа и совершенствования деятельности авиакомпаний эффективно применять финансово-стоимостной анализ (ФСА). Анализ текущих затрат на наземное обслуживание свидетельствует о неэффективном расходовании ресурсов на функции, не всегда обеспечивающие соразмерную экономическую отдачу. Так, регистрация пассажиров и выдача билетов требуют значительных затрат на персонал и аренду при относительно низкой создаваемой ценности. Здесь имеется потенциал для сокращения расходов путем автоматизации и расширения онлайн-регистрации. Обработка багажа также сопряжена с высокими затратами из-за необходимости специализированного оборудования и большого штата сотрудников. Чистка самолета, хотя и является затратной функцией, напрямую влияет на качество сервиса, поэтому важно сохранить ее уровень при одновременном повышении эффективности работы. Техническое обслуживание и заправка – одни из самых дорогостоящих процессов с высокой степенью значимости. Оптимизация координации и внедрение автоматизации позволят снизить простои и уменьшить затраты.
авиатранспортное предприятие, бизнес-процессы, функционально-стоимостной анализ, ключевые статьи затрат
1. Дёгтева В.С. Методология функционально-стоимостного анализа // Инновационная наука. 2016. № 5-1 (17). С. 56-59.
2. Заруднев А.И., Заруднева А.Ю. Роль функционально-стоимостного анализа в трансформации ключевых бизнес-процессов предприятия // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. № 4 (77). С. 85-94.
3. История Вьетнамских авиалиний [Электронный ресурс]. URL: https://www.vietnamairlines.com/us/vi/vietnam-airlines/about-us/history
4. Карлина Е.П., Тарасова А.Н. Функционально-стоимостной анализ как метод повышения эффективности бизнес-процессов нефтегазодобывающих компаний // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 4. С. 36-44.
5. Маторин С.И., Цоцорина Н.В., Зайцева Н.О. Функционально-стоимостной анализ средствами системно-объектного подхода // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2010. № 13 (84). С. 107-111.
6. Морковина С.С., Панявина Е.А., Зенина В.В. Развитие методики функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов в лссц // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 3. С. 139-145.
7. Организационная структура [Электронный ресурс]. URL: https://www.vietnamairlines.com/~/media/FilesDownload/AboutUs/Investor-Relations/Thong-Tin-Co-Dong/1banthongtintomtatvecongtydaichung.pdf
8. Попазов Д.В., Нилова Н.М. Обзор средств функционально-стоимостного анализа бизнес-процессов// Сборник информационного общества: современное состояние и перспективы развития. сборник материалов XIII международного форума. Краснодар, 2020. С. 255-257.
9. Рзун И.Г., Есипенко И.В., Людимович Е.Р. Функционально-стоимостный анализ бизнес-процесса // Флагман науки. 2023. № 8 (8). С. 307-308.
10. Симакова И.И. Функционально-стоимостной анализ как метод оценки эффективности бизнес-процессов // Обществознание и социальная психология. 2022. № 7-2 (37). С. 315-320.
11. Степаненко, А. С. Искусственный интеллект и эмерджентность как глобальная угроза бытию человека / А. С. Степаненко // Евразийский юридический журнал. – 2023. – № 8(183). – С. 531-532.
12. Степаненко, А. С. CJM пассажира как способ взаимодействия потребителя и производителя в авиатранспортной отрасли / А. С. Степаненко, К. А. Князева // Наукосфера. – 2024. – № 2-1. – С. 217-221.
13. Степаненко, Е. В. Цифровизация управления технологическими процессами на воздушном транспорте / Е. В. Степаненко, М. А. Румянцева, А. И. Юдина // Вестник транспорта Поволжья. – 2024. – № 1(103). – С. 60-68.
14. Степаненко, Е. В. Трансформация авиалиний для внутреннего рынка Российской Федерации / Е. В. Степаненко, А. С. Воскресенская, В. И. Гречишкина // Вестник транспорта Поволжья. – 2024. – № 2(104). – С. 61-69.
15. TCT превзошла целевые показатели, установленные в 2024 году, и предприняла решительные действия в 2025 году [Электронный ресурс]. URL: https://spirit.vietnamairlines.com/chuyen-dong-vna/tct-hoan-thanh-vuot-muc-cac-chi-tieu-dat-ra-trong-nam-2024-manh-me-hanh-dong-trong-nam-2025.html#:~:text=S%E1%BA%A3n%20l%C6%B0%E1%BB%A3ng%20v%E1%BA%ADn%20chuy%E1%BB%83n%20h%C3%A0nh,25%25%20so%20v%E1%BB%9Bi%20n%C4%83m%202023.
16. Шевцова Н.В. Оценка стоимости бизнес-процессов предприятия в рамках функционально-стоимостного анализа // Менеджмент социальных и экономических систем. 2019. № 1 (13). С. 11-18.
17. Экономия средств, оптимизация эффективности, устойчивое развитие [Электронный ресурс]. URL: https://spirit.vietnamairlines.com/chuyen-dong-vna/tiet-kiem-chi-phi-toi-uu-hieu-qua-phat-trien-ben-vung.html
18. VIAGS оценивает навыки обслуживания персонала [Электронный ресурс]. URL: https://spirit.vietnamairlines.com/tin-don-vi/viags-danh-gia-ky-nang-phuc-vu-cua-nhan-vien.html



