Интегральная архитектура бизнес планирования: синтез стратегического, тактического и оперативного контуров
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья обосновывает рассмотрение бизнес-планирования как интегрального управленческого процесса, связывающего стратегические установки с тактическими программами и оперативными действиями в едином контуре целей, решений и результатов. Показано, что в управленческой практике планирование формируется как иерархия из трёх взаимосвязанных уровней — стратегического, тактического и оперативного — обеспечивающая временную согласованность решений и повышение управляемости в изменяющейся среде. На основе систематизации научных и учебно-методических источников уточняется содержание и границы понятия «бизнес-планирование» и предлагается его интегральное определение, отражающее двойственную функцию: методологическую и операционную. В работе рассматривается набор взаимодополняющих моделей, через которые реализуется процесс бизнес-планирования. Проводится сравнение классической последовательной модели, сценарного подхода, гипотезно-экспериментальных методов, целевых каскадов, сбалансированных стратегических карт, теории ограничений, гибких методик и портфельного управления, с указанием условий их наибольшей эффективности. Ключевой вывод состоит в том, что наилучшие результаты достигаются при интеграции моделей: стратегические карты и методика постановки, синхронизации и мониторинга целей и ключевых результатов на уровне организации задают ориентиры и причинно-следственные связи; портфельная логика распределяет ресурсы по приоритетам и риску; сценарный анализ и проверка гипотез управляют неопределённостью; поэтапный контроль повышают предсказуемость и устраняют узкие места; гибкие методики и скользящее планирование обеспечивают адаптивность без утраты бюджетной дисциплины

Ключевые слова:
бизнес-планирование, стратегические установки, тактическое управление, оперативные действия, интеграция моделей
Список литературы

1. Хаблиева Д. Д. Бизнес-планирование в малом и среднем бизнесе / Д. Д. Хаблиева // Научный альманах. – 2019. – № 5-1(55). – С. 106-108.

2. Бгашев М.В. Бизнес-планирование. Учебное пособие. – Саратов: Издат-во «Амирит», 2018.

3. Рассадин Б. И. Разработка бизнес-плана [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Б. И. Рассадин; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2021.

4. Некрасова О. О. Бизнес-планирование: учеб.-метод. пособие по изучению дисциплины для студентов бакалавриата по напр. подгот. 38.03.02 Менеджмент / О. О. Некрасова. – Калининград: Изд-во ФГБОУ ВО «КГТУ», 2023.

5. Шкурко В. Е. Ш679 Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности : [учеб. пособие] / В. Е. Шкурко, Н. Ю. Никитина ; [науч. ред. А. В. Гребенкин] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд во Урал. ун-та, 2016. — 172 с.

6. Колбасов В. И. Сценарное планирование как эффективный метод разработки стратегии / В. И. Колбасов // Креативная экономика. – 2012. – № 8(68). – С. 86-92.

7. Аренков И.А., Ишмухаметов Р.Р., Смирнов С.А. Изучение зависимости между удовлетворенностью клиента и его ценностью в течение жизненного цикла (CLV) // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 18. – С. 2677-2694.

8. Жиляев А. Ю. Анализ различных подходов к управлению проектами / А. Ю. Жиляев // Гуманитарные научные исследования. – 2020. – № 6(106). – С. 2.

9. Стоянова А. А. Система сбалансированных показателей как аналитический инструмент выработки и реализации стратегии развития компании / А. А. Стоянова // Вестник науки. – 2024. – Т. 4, № 11(80). – С. 278-286.

10. Яшин В. Теория ограничений: новая управленческая парадигма / В. Яшин, А. Семенов // Наука и инновации. – 2013. – № 8(126). – С. 53-56.

11. Управление проектами. Фундаментальный курс. Под ред. В.М.Аньшина, О.Н.Ильиной, М.: НИУ ВШЭ, 2013 (2021)

12. Воробьев А. В. Непрерывное планирование как подход к формированию и реализации эффективной финансовой стратегии организации / А. В. Воробьев, В. М. Иванов // Современные технологии управления. – 2014. – № 4(40). – С. 2-6

Войти или Создать
* Забыли пароль?