сотрудник
УДК 629 Техника средств транспорта
Статья посвящена комплексному исследованию современного международного проекта, связанного со строительством и развитием деятельности транспортного коридора «Север-Юг». Данный проект имеет целью формирование многомодальной транспортной системы, соединяющей Россию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Иран, Индию и другие страны азиатского региона. В основе международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг» лежат три маршрута: западный, центральный и восточный. Проведенный анализ статистических данных позволил заключить, что наиболее развитым маршрутом является западный, а самым динамично развивающимся – восточный маршрут. Особое место в статье занимает выявление проблемных мест и предложение конкретных мер по активному развитию МТК «Север-Юг» с учетом потенциальных выгод и возможных рисков. На основе имеющихся данных определены преимущества коридора как для мировой, так и российской экономики, включая укрепление позиций на международном транспортном рынке, диверсификацию транспортных маршрутов, развитие удаленных от центра регионов, снижение зависимости от традиционных путей сообщения и повышение устойчивости к внешним, в том числе геополитическим, рискам. В заключении отмечено, что реализация проекта МТК «Север-Юг» сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость значительных инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры, балансировку реализуемых инвестиционных программ, упрощение таможенных процедур и обеспечение безопасности перевозок. Однако введение дополнительных веток МТК «Север-Юг» на Северном Кавказе (в том числе в Северной Осетии) представляет собой достаточно перспективное направление, способное значительно улучшить транспортную доступность кавказских регионов, а также стимулировать их экономическое развитие.
международный транспортный коридор, МТК «Север-Юг», западный маршрут, восточный маршрут, центральный маршрут, новые ветки коридора, Северный Кавказ, Северная Осетия
1. Georgiev G.C., Hinov N.L. Technical, Economic and Political Parameters of the North-South Transport Corridor in the Caspian Region in the Context of the Development of Green Energy Production // 10th International Scientific Conference on Computer Science (COMSCI), Sofia, Bulgaria, 2022, pp. 1-5, doi:https://doi.org/10.1109/COMSCI55378.2022.9912582.
2. Храмович Р.Ю. МТК «Север-Юг» и ТРАСЕКА как интеграционные проекты Евразийского экономического союза / Р.Ю. Храмович // Вестник транспорта. – 2016. – № 12. – С. 16-18.
3. Подгорнов О. С. МТК «Север-Юг» и его международно-правовой статус / О.С. Подгорнова // Студенческий вестник. – 2021. – № 24-2(169). – С. 26-28.
4. Прокофьев М.Н. Перспективы транспортного коридора «Север-Юг» / М.Н. Прокофьев, М.М. Тохиров // Мир транспорта. – 2019. – Т. 17, № 5(84). – С. 200-213. – DOIhttps://doi.org/10.30932/1992-3252-2019-17-5-200-213.
5. Фадеев Г. Формирование железнодорожной части МТК «Север-Юг» завершится строительством подъездного пути к порту Оля / Г. Фадеев // Международный экспедитор. – 2003. – № 5-6. – С. 22.
6. Тихомиров А.А. Основные векторы развития транспортной инфраструктуры МТК «Север-Юг» в новых макроэкономических условиях / А.А. Тихомиров, Р.В. Мартышкин // Вестник транспорта. – 2022. – № 11. – С. 23-24.
7. Семченков А.С. Транспорт и транзитный потенциал в национальной стратегии России / А.С. Семченков // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2021. – №2(85). – С. 79-89.
8. Lei Y., Huang C. Why Participate in the International North-South Transport Corridor? Analysis from a Transit Country Perspective // Solid State Technology. – 2020. – Vol. 63. – № 1. – Рр. 2353-2360.
9. Пак Е.В. Перспективы реализации транзитного потенциала РФ и Казахстана / Е.В. Пак // Мировая экономика и международные отношения. – 2020. – Т. 64, № 11. – С. 132-138. – DOIhttps://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-11-132-138.
10. Кириллова А.Г. Актуальные аспекты развития международных транспортных коридоров на территории России / А.Г. Кириллова // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 2(75). – С. 51-54.
11. Петров М.Б. Альтернативные направления экспорта-импорта по МТК «Север-Юг» в условиях экономических санкций / М.Б. Петров, М.Л. Хазин, Д.Р. Кричкер // Вестник Уральского государственного университета путей сообщения. – 2022. – № 3(55). – С. 83-94. – DOIhttps://doi.org/10.20291/2079-0392-2022-3-83-94.
12. Щербинин Н.В., Караваева Е.Д. Контейнерные перевозки внешнеторговых грузов Индии // Российский внешнеэкономический вестник. – 2022. – №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konteynernye-perevozki-vneshnetorgovyh-gruzov-indii (дата обращения: 29.11.2024).
13. Kivarina M. Institutional foundations of the business environment in the field of transport services / M. Kivarina, A. Makarevich // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: VIII International Scientific Conference Transport of Siberia, Novosibirsk, 22–27 мая 2020 года. Vol. 918. – Novosibirsk: IOP Publishing Ltd, 2020. – P. 012186. – DOIhttps://doi.org/10.1088/1757-899X/918/1/012186.
14. Koryagin M. Management system of urban transport market / M. Koryagin, A. Dementiev, V. Sokolov // Transportation Research Procedia, Saint Petersburg, 27–29 сентября 2018 года. Vol. 36. – Saint Petersburg: Elsevier B.V., 2018. – P. 334-340. – DOIhttps://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.104.
15. Плиева А.В., Касаев А.А. Экономическое обоснование формирования МТК//Актуальные вопросы современной экономики. 2022.- №1. С.81-85