Среднее профессиональное образование как субъект региональной инновационной системы: концептуальные положения и практические инструменты
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуется потенциал системы среднего профессионального образования как элемента региональной инновационной инфраструктуры. Рассмотрены основные проблемы и барьеры, сдерживающие интеграцию СПО в инновационную экономику, и предложены пути их преодоления. На основе модели Тройной спирали инновационного развития представлена концепция интеграции СПО в региональную экономику, направленная на усиление взаимодействия государства, бизнеса и образовательной системы. Сделан вывод о необходимости пересмотра роли среднего профессионального образования в инновационной инфраструктуре, что подразумевает создание гибридных институтов, развитие сетевого взаимодействия и повышение эффективности подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей.

Ключевые слова:
инновационная система, экономический рост, модель инновационного развития, образовательные учреждения, профессиональное образование, интеграция
Список литературы

1. Березиков А. Интеграция научно-образовательной сферы в региональную инновационную экономику: проблемы трансфера технологий и коммерциализации инноваций// Beneficium. 2023. №3 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-nauchno-obrazovatelnoy-sfery-v-regionalnuyu-innovatsionnuyu-ekonomiku-problemy-transfera-tehnologiy-i (дата обращения: 08.01.2025).

2. Глушко Д.Е., Ддемин В.М., Уразов Р. Н. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО // Лучшие практики СПО // Информационно-аналитической журнал «Аккредитации в образовании» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://akvobr.ru/new/publications/158 (дата обращения 15.01.2025).

3. Землянский В.В. Проблема комплексной интеграции в региональной системе профессионального образования // Известия ВГПУ. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-kompleksnoy-integratsii-v-regionalnoy-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 16.01.2025).

4. Кадры российской науки // Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/871682314.html (дата обращения 15.01.2025).

5. Камакина М.А. Стимулирование инновационной активности в целях укрепления национальной экономической безопасности / М.А. Камакина // Cifra. Экономика. — 2024. — №1 (4). — URL: https://economics.cifra.science/archive/1-42024march/10.23670/ECNMS.2024.4.1 (дата обращения: 13.01.2025). — DOI:https://doi.org/10.23670/ECNMS.2024.4.1

6. Лунева Ю.Б., Ваганова О. И, Смирнова Ж.В. Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. №6 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/praktiko-orientirovannyy-podhod-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 16.01.2025).

7. Малиновский С.С., Шибанова Е.Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в россии // Социологический журнал. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-faktory-zaversheniya-ekspansii-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения: 04.01.2025).

8. Мальцева В.А., Ш. А. И. Необходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в россии // Вопросы образования. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ne-obhodnoy-manevr-ili-bum-sprosa-na-srednee-professionalnoe-obrazovanie-v-rossii (дата обращения: 14.01.2025).

9. Мартиросян Д. В., Воротников А. М. Роль высших учебных заведений в формировании национальной инновационной системы Российской Федерации // Журнал исследований по управлению. 2018. №. 5. С. 57-72. URL:https://naukaru.ru/ru/nauka/article/21058/view (дата обращения: 14.01.2025).

10. Машьянова Е. Е., Никитина М. Г., Реутов В. Е. Вузы в системе инновационной инфраструктуры региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vuzy-v-sisteme-innovatsionnoy-infrastruktury-regiona (дата обращения: 16.01.2025).

11. Селиванов В. В., Ильин Ю. Д. Инновации в высшей школе: проблемы, процессы трансформации, механизмы ускорения развития // Инновации. 2013. №4 (174). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-vysshey-shkole-problemy-protsessy-transformatsii-mehanizmy-uskoreniya-razvitiya (дата обращения 08.01.2025).

12. Скворцова М. А., Неумывакин В. С. Формирование образовательно-производственных кластеров в системе среднего профессионального образования как инструмент реализации региональной экономической политики // JER. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-obrazovatelno-proizvodstvennyh-klasterov-v-sisteme-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-kak-instrument-realizatsii (дата обращения 08.01.2025).

13. Федеральный проект «Профессионалитет» // Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:япроф.рф (дата обращения 18.01.2025).

14. Etzkowitz, Henry and Leydesdorff, Loet, The Triple Helix -- University-Industry-Government Relations: A Laboratory for Knowledge Based Economic Development (January 1, 1995). EASST Review, Vol. 14, No. 1, pp. 14-19, 1995, Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=2480085

15. Исбагиева Г.С. Образование в эпоху цифровизации//Актуальные вопросы современной экономики.- 2021.- №3.- С.88-92

Войти или Создать
* Забыли пароль?