FORMATION OF ANTI-CORRUPTION CULTURE OF FUTURE STATE AND MUNICIPAL EMPLOYEES
Abstract and keywords
Abstract (English):
In modern conditions, the development of anti-corruption culture among future employees of state and municipal services is becoming an important task. This direction is associated with the need to ensure a high level of professional ethics and resistance to corruption. Anti-corruption culture covers not only knowledge of laws and regulations, but also personal values that promote responsible behavior in the field of public administration. This paper examines various methods and approaches aimed at developing anti-corruption awareness and skills in students preparing for state and municipal service. Pedagogical, psychological and legal aspects of the formation of anti-corruption culture are analyzed, and recommendations are offered for improving curricula and educational activities in order to increase the effectiveness of anti-corruption education.

Keywords:
anti-corruption culture, civil servants, municipal employees, anti-corruption education, professional ethics, resistance to corruption, anti-corruption consciousness, training programs, personnel training, corruption prevention.
Text
Publication text (PDF): Read Download
Publication text (PDF): Read Download

Постановка проблемы. Антикоррупционная культура государственных и муниципальных служащих является важнейшим элементом эффективного управления, так как она способствует укреплению доверия граждан к властным структурам и поддерживает развитие правового государства. В условиях быстрых перемен в политике, обществе и экономике особенно важно формировать устойчивые антикоррупционные ценности у будущих специалистов, которые будут трудиться в государственных органах.

Коррупция подрывает общественную стабильность, нарушая принципы равенства и справедливости, снижая качество государственных услуг и эффективность работы органов власти. Антикоррупционная культура, объединяющая знания, навыки и убеждения, помогает служащим осознавать ответственность за свои поступки, понимать правовые и этические нормы и активно противостоять проявлениям коррупции. В современных условиях важно не только осведомленность о правовых последствиях коррупции, но и развитие у будущих служащих внутренней мотивации соблюдать законы и справедливость. Включение антикоррупционных принципов в образовательные программы для будущих работников государственной и муниципальной службы направлено на формирование устойчивой антикоррупционной культуры, что играет ключевую роль в их профессиональной подготовке.

Изложение основного материала.

Антикоррупционная культура - это основа для укрепления стабильных и доверительных отношений между государством и обществом. В условиях глобализации и цифровизации, где доступ к информации становится все более открытым, борьба с коррупцией требует не только законодательных, но и культурных изменений в системе государственного и муниципального управления. Особое значение в этом процессе имеет подготовка будущих государственных и муниципальных служащих, поскольку именно они будут обеспечивать управление на местах и влиять на развитие и формирование различных аспектов общественной жизни.

Антикоррупционная культура объединяет знания, ценности и установки, формирующие у человека стойкое неприятие коррупции и стремление следовать правовым и этическим нормам. Наличие такой культуры помогает предотвращать коррупционные проявления как на индивидуальном уровне, так и в коллективе и в организации в целом. Для будущих государственных и муниципальных служащих это особенно актуально, поскольку они представляют государственную власть и ответственны перед обществом. Развитие антикоррупционной культуры среди молодых специалистов способствует созданию устойчивой системы, способной эффективно противостоять коррупции и поддерживать принципы справедливости и законности.

Далее проанализируем методы формирования антикоррупционной культуры включают следующие направления.

Правовое образование, включающее изучение основ антикоррупционного законодательства, служит фундаментом для подготовки будущих специалистов. Знание норм национального и международного антикоррупционного права помогает студентам глубже понять правовые требования, регулирующие их профессиональную деятельность, и осознавать степень ответственности за возможные коррупционные действия.

Этическое воспитание - правовые знания необходимо дополнять развитием этических установок. Важно, чтобы будущие служащие не только разбирались в природе коррупции, но и осознавали свою моральную ответственность за противодействие ей.

Практические кейсы и моделирование ситуаций - один из эффективных методов формирования антикоррупционной культуры. Рассмотрение реальных примеров коррупционных дел и участие в тренингах, где участникам предлагается решать антикоррупционные задачи в условиях, приближенных к профессиональной практике, помогает студентам развивать навыки, необходимые для противодействия коррупции в будущем.

Профессиональное взаимодействие - важным аспектом формирования антикоррупционной культуры является опыт работы с коллегами и наставниками, придерживающимися высоких профессиональных и этических стандартов. Создание сообщества молодых специалистов, которые разделяют антикоррупционные ценности, способствует формированию профессиональной культуры в коллективе и поддерживает личную ответственность каждого сотрудника [3].

Учебные заведения играют ключевую роль в подготовке государственных и муниципальных служащих, формируя у них понимание значимости антикоррупционной культуры в профессиональной деятельности. Для этого важно, чтобы преподаватели и наставники создавали условия, способствующие осознанию студентами роли антикоррупционных ценностей. Необходима разработка специализированных учебных курсов и программ, в которых рассматриваются реальные примеры антикоррупционных практик и анализируются проблемы, возникающие при их применении. Образовательные программы, направленные на развитие этических и профессиональных навыков противодействия коррупции, помогают повысить уровень подготовки выпускников и закладывают основу для устойчивой антикоррупционной системы [4].

Формирование антикоррупционной культуры у будущих государственных и муниципальных служащих представляет собой стратегическую задачу, направленную на укрепление правопорядка и справедливости в обществе. Подготовка специалистов, которые обладают не только знаниями в правовой сфере, но и высокими этическими принципами, способствует созданию устойчивой системы, способной эффективно противостоять коррупции на всех уровнях. Антикоррупционное образование помогает развить у молодых специалистов глубокое осознание их обязанностей перед обществом и ответственность за свои поступки.

Таким образом, развитие антикоррупционной культуры среди будущих государственных служащих способствует укреплению доверия граждан к государственным институтам и поддержанию правовых и этических стандартов в обществе.

Чтобы повысить результативность антикоррупционного воспитания в учебных заведениях, важно модернизировать образовательные программы и воспитательные мероприятия, используя комплексный подход. Рекомендации в этой сфере можно условно разделить на несколько направлений. Включение тем, связанных с антикоррупционной культурой, в учебные дисциплины, такие как обществознание, право, история и экономика, может оказаться весьма эффективным. На уроках обществознания целесообразно рассматривать права и обязанности граждан, а также вопросы честности, ответственности и механизмы борьбы с коррупцией. В курсах по экономике и праву можно анализировать реальные антикоррупционные кейсы, давая студентам возможность изучать случаи коррупции, способы их выявления и последствия. Интерактивные методы, такие как деловые игры, симуляции судебных процессов и моделирование ситуаций, позволяют студентам лучше осознать влияние коррупции и развить навыки для ее предотвращения[2]. Ролевые игры, в которых студенты выступают как государственные служащие, расследующие нарушения антикоррупционного законодательства, наглядно демонстрируют последствия коррупционных действий.

Для формирования у студентов ценностных установок и устойчивой моральной позиции в рамках антикоррупционного воспитания, важно включить в образовательные программы курсы по этике, где рассматриваются темы справедливости, порядочности и ответственности. Это позволит развить у учащихся неприятие коррупции и осознанное понимание необходимости антикоррупционного поведения. Прямое взаимодействие с представителями правоохранительных органов, антикоррупционных организаций и некоммерческих структур, занимающихся борьбой с коррупцией, значительно повышает осведомленность студентов о способах противодействия коррупции. Такие мероприятия также способствуют укреплению доверия к правоохранительным органам и осознанию роли общества в предотвращении коррупции.

Чтобы сформировать у студентов антикоррупционное мировоззрение, важно поддерживать их инициативы, связанные с исследованиями в области противодействия коррупции. Это могут быть проекты, направленные на изучение практик прозрачности в организациях, анализ коррупционных рисков или волонтерская деятельность для поддержки антикоррупционных усилий [4]. Для достижения наилучших результатов целесообразно проводить регулярный мониторинг и оценку эффективности антикоррупционных программ. Анкетирование, сбор обратной связи и анализ различных показателей помогут своевременно корректировать программы, чтобы они оставались актуальными и отвечали современным вызовам. Такие меры способствуют развитию у студентов осознанного понимания важности честности и ответственности, а также формированию активной гражданской позиции для противодействия коррупции.

Выводы. Создание антикоррупционной культуры среди будущих государственных и муниципальных служащих — это важный этап в формировании квалифицированных и ответственных специалистов, которые смогут эффективно исполнять свои обязанности в интересах общества. Исследование показало, что устойчивые антикоррупционные установки, формирующиеся в процессе обучения, способствуют укреплению правопорядка и повышению доверия граждан к государственным и муниципальным структурам.

Комплексный подход, сочетающий правовое обучение, воспитание нравственных ориентиров и использование практических кейсов, способствует осознанному и последовательному антикоррупционному поведению у будущих специалистов. Введение таких образовательных программ помогает не только минимизировать риск коррупционных нарушений, но и формирует основы для прозрачности, открытости и подотчетности госслужбы.Таким образом, формирование антикоррупционной культуры – это стратегическая задача, решающаяся через системное и целенаправленное воспитание будущих служащих, и имеет важное значение для устойчивого и успешного развития общества и государства в целом.

References

1. Safarli M. S. Upravlenie chelovecheskimi resursami v organah gosudarstvennoy vlasti / M. S. Safarli, V. E. Abusheva // Sovremennye problemy, tendencii i perspektivy social'no-ekonomicheskogo razvitiya : Sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii Instituta ekonomiki i upravleniya SurGU, Surgut, 12 noyabrya 2019 goda. – Surgut: Izdatel'skiy centr SurGU, 2020. – S. 452-456

2. Pustovalova I. N. Formirovanie pravosoznaniya – osnovnoe uslovie deinstitualizacii korrupcionnyh otnosheniy. Gumanitarnye i social'nye nauki 2011. №1. URL: http://www.advokat-natarius.ru/s27 (data obrascheniya: 25.10.2024).

3. Safarli M. S. Specifika magisterskogo obrazovaniya v kontekste problemy povysheniya kachestva podgotovki upravlencheskih kadrov v Rossii / M. S. Safarli // Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly). – 2020. – № 1. – S. 81-85. – DOIhttps://doi.org/10.20339/AM.01-20.081.

4. Muhambetgalieva A. K. Formirovanie antikorrupcionnoy kul'tury v uchebno-vospitatel'nom processe vuza // West Kazakhstan Medical Journal. 2018. №4 (60). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-antikorruptsionnoy-kultury-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse-vuza (data obrascheniya: 29.10.2024).

5. Shorohov V. E. Antikorrupcionnoe obrazovanie gosudarstvennyh i municipal'nyh sluzhaschih // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. 2016. №12-2 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antikorruptsionnoe-obrazovanie-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih (data obrascheniya: 29.10.2024).

6. Nabokih A.A., Putinceva E. N., Voroncova K. I. Sistemnaya model' planirovaniya antikorrupcionnogo ozdorovleniya gosudarstvennoy sluzhby//Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki. 2021.- №11. S. 421-429

Login or Create
* Forgot password?