METHODOLOGY OF FORMATION OF ACCOUNTING POLICY OF TAX ACCOUNTING OF THE ENTERPRISE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to theoretical and practical aspects of the formation of accounting policy for taxation purposes in organizations of the commercial sector of the economy. The process of forming and updating accounting policies has an impact on both internal and external users who need accounting information. The accounting policy includes the basic principles, rules and procedures related to accounting, which the company must follow for a certain period of time (usually a calendar year). In most companies, the importance of accounting policy is often underestimated, and its actual formation is carried out informally, without taking into account its applicability. The company's adherence to its accounting policy gives management the opportunity to more effectively manage the available material and financial resources for carrying out business activities in accordance with strategic and tactical plans. A properly designed accounting policy has a significant impact on the possible amount of economic profit. The application of accounting and tax accounting methods prescribed in the accounting policy makes it possible to optimize the tax system, reduce the tax burden, improve the capabilities of the accounting system, structure the organization, reduce labor costs and improve the quality and accuracy of financial reports.

Keywords:
accounting policy, taxation, tax accounting.
Text
Publication text (PDF): Read Download
Publication text (PDF): Read Download

Введение

 

В рамках разработка политики налогового учета налогоплательщики имеют самостоятельную возможность выбирать методы, подходящие для их конкретной деятельности, с целью наилучшего учета доходов и расходов и оптимизации налоговой нагрузки. Приказ о налоговом учете является необходимым для минимизации риска возникновения налоговых споров, поскольку хорошо продуманная учетная политика служит доказательством прозрачности и добросовестности определения сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет. При разработке учетной политики в целях налогового учета настоятельно рекомендуется проконсультироваться с аудитором – экспертом в области налогообложения для выбора и регистрации методов налогового учета.

Правильно разработанная учетная политика значительно влияет на следующие аспекты:

  • степень и сложность организации ведения бухгалтерского учета;
  • определение важности основных экономических показателей, таких как затраты на производство (инжиниринг, сервисное обслуживание), а также учетная и налогооблагаемая прибыль;
  • ключевые показатели финансовой деятельности организации (чистая прибыль).

Применение методов ведения налогового учета, прописанных в учетной политике, позволяет оптимизировать систему налогообложения, снизить налоговую нагрузку, улучшить возможности системы бухгалтерского учета, структурировать организацию, сократить затраты труда и повысить качество и точность финансовых отчетов.

 

Основные аспекты формирования учетной политики налогового учета предприятия

 

Отдельные вопросы создания и использования учетной политики активно рассматриваются в различных научных работах и учебных материалах. Однако для каждого конкретного предприятия остается актуальным поиск наиболее подходящего варианта своей учетной политики с учетом специфики своей деятельности. Внедрение эффективной учетной политики имеет решающее значение для повышения продуктивности использования материалов и финансов, ускоряя процесс оборота капитала и создавая дополнительные финансовые ресурсы для развития и модернизации. Это также обеспечивает надежное выполнение обязательств перед инвесторами, учредителями, кредитными учреждениями и государственными организациями, что в свою очередь поддерживает финансовую устойчивость предприятий. Оптимизация учетной системы открывает законные пути для уменьшения налоговых платежей и отчислений в специальные фонды, что является ключевым аспектом финансового управления. Выбор методов амортизации основного имущества и нематериальных активов, оценки запасов, формирования затрат на реализацию и списания косвенных расходов тесно связано с рисками неблагоприятных налоговых последствий и снижением финансовых показателей. Таким образом, обоснованный выбор актуальных методов формирования учетной политики приобретает особенно важное значение.

Как всем известно в ст. 11 НК РФ учетная политика в целях налогового учета – это совокупность способов (методов) определения, признания, оценки и распределения доходов и (или) расходов конкретного экономического субъекта, а также показателей, влияющих на финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика.

При разработке учетной политики в целях налогового учета необходимо выбрать один или несколько предусмотренных в налоговом законодательстве способов ведения учета. Среди таких способов выделяют, в первую очередь,  те которые направлены на формирование в системе учета доходов и (или) расходов, порядок их оценки, распределения, а также тех отдельных показателей, которые могут оказать влияние на формирование конечного финансового результата деятельности любой организации [1].

Необходимо также учитывать, что изменения в налоговом законодательстве могут требовать корректировки учетной политики. Поэтому, помимо ежегодного утверждения, организация должна регулярно мониторить нововведения и адаптировать свою политику в соответствии с актуальными требованиями. Это обеспечит легитимность своего налогового учета и поможет в поддержании репутации компании.

Также, все изменения и дополнения к учетной политике должны быть надлежащим образом документированы и доведены до сведения сотрудников, отвечающих за ведение бухгалтерского учета. Это не только повысит уровень внутреннего контроля, но и упростит процесс подготовки налоговой отчетности.

Учетная политика должна быть утверждена приказом руководителя организации и начинает действовать с 1 января года, последующего за годом ее утверждения. При создании нового юридического лица политика начинает действовать с момента его регистрации. Все филиалы организации обязаны придерживаться одной учетной политики, которая утверждается раз в год с возможностью внесения изменений, вступающих в силу в назначенный срок. При формировании учетной политики необходимо выбрать один из двух методов признания доходов, разрешенных НК РФ: кассовый или метод начислений.

В случае если организация получает целевое финансирование, то для выполнения требований в области бюджетного права, необходимо обеспечить раздельный учет денежных средств, поступающих по целевому финансированию. В настоящий момент в нашем законодательстве нет правил, устанавливающих порядок ведения учета денежных средств целевого назначения. В связи с этим в учетной политике должны быть прописаны процедуры, обеспечивающие ведение такого раздельного учета. Одновременно с этим необходимо разработать соответствующие учетные регистры, как для бухгалтерского, так и для налогового учета.

В учетной политике в целях определения остаточной стоимости имущества, должны быть прописаны способы начисления амортизации. Так организация может выбрать один из предлагаемых Налоговым кодексом РФ способов: линейный или нелинейный метод начисления амортизации.

Линейный метод упрощает учет, тогда как нелинейный позволяет снизить налоговые обязательства. Также можно установить нормы амортизации ниже тех, что предусмотрены в пункте 18 ФСБУ 6/2020 [2].

Кроме того, учетная политика должна учитывать специфику деятельности организации, что поможет обеспечить прозрачность и достоверность финансовой отчетности. Необходимо прописать порядок учета запасов, включая оценку их стоимости – по первоначальной стоимости или методу ФИФО. Такие решения окажут влияние на финансовые результаты и налогообложение, поэтому их обоснование должно быть детально задокументировано.

Особое внимание следует уделить определению порядка учета доходов от выполненных работ и услуг. В случае систематического характера доходов организация может применять метод начислений, что соответствует принципам налогообложения. Важно также учесть потенциальные налоговые риски, связанные с документальным оформлением доходов, чтобы избежать возможных штрафов со стороны налоговых органов.

При необходимости изменения учетной политики в течение года, организация обязана провести обоснование таких изменений и уведомить об этом налоговые органы. Кроме того, все изменения должны быть оформлены приказом руководителя, который будет иметь юридическую силу и обеспечит правильность учета и отчетности. Таким образом, четко прописанная учетная политика станет надежной основой для успешной деятельности и минимизации налоговых рисков.

В той части учетной политике, которая посвящена учету товарных запасов, организация должна расписать тот метод их списания, который она будет использовать в своей деятельности. На настоящий момент правила ведения бухгалтерского учета предоставляют следующие способы списания товарных запасов: по фактической себестоимости, по средневзвешенной себестоимости или ФИФО, который предполагает отпуск первых первоначально поступивших товарных ценностей.

Если организация выбирает для ведения учета метод начислений, ее система ведения налогового учета должна обеспечивать четкое разделение прямых и косвенных затрат. В Налоговом кодексе дан достаточно подробный перечень расходов, которые считаются прямыми, но этот перечень является открытым. Поэтому каждая организация в своей учетной политике самостоятельно закрепляется полный перечень расходов, которые в ее деятельности считаются прямыми.

На основании устава, организация в случае необходимости, также должна прописать порядок формирования резервного капитала, его виды, и случаи расходования. Например, учетная политика может предусмотреть создание резерва по сомнительным долгам, на выплаты отпускных пособий, резерва под обесценивание своего имущества и т.п. Одновременно с прописанием такого порядка создания, в учетной политике должны быть закреплены формы и регистры соответствующих бухгалтерских и налоговых документов.

При формировании учетной политики также важным является описание механизма раздельного учета тех операций, которые попадают или освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость (далее НДС). При этом важно обеспечить выделение в учете отдельной строкой «входного» НДС, поступающего от отдельных операций в деятельности каждой компании.

Доля необлагаемых операций определяет часть «входящего» НДС, относящуюся к общему назначению. Остальную часть можно учитывать в налоговом вычете.

Еще одним важным аспектом учетной политики является также обработка операций с валютой. При оценке валютных активов и обязательств необходимо учитывать курсовые разницы, возникающие на момент проведения операций и на дату отчетности. Применение методов пересчета должно соответствовать требованиям применимых стандартов и быть предусмотрено в учетной политике для обеспечения прозрачности и последовательности бухгалтерского учета.

Кроме того, учетная политика должна включать процедуры оценки обесценивания активов, которые требуют регулярного анализа факторов, влияющих на стоимость. Это позволит избежать переоценки и создаст реалистичную картину финансового положения компании. Критерии, на основании которых было принято решение об обесценивании, также должны быть отражены.

При рассмотрении долгосрочных активов важно учитывать срок службы, который должен быть доказан на основе исторических данных и анализа текущих рыночных условий. Применяемый способ начисленной амортизации должен быть описан в зависимости от того способа, который был определен.

Что касается НДС, то учетная политика должна политика должна подробно описывать все возможные способы учета. Так, например, ставка «входного» НДС и ставка НДС подлежащего перечислению в бюджет могут различаться. Также в этом документе должны быть отражены варианты объединения НДС по определенным категориям товаров.

Если при разработке учетной политики учитывались отдельные положения ПБУ 1/2008 (в части не противоречащей 402 ФЗ «О Бухгалтерском учете»), то организация в своей пояснительной записке может раскрыть существенные положения, касающиеся аспектов ее применения. Но это указание относится только для учетной политики в целях бухгалтерского учета. Что касается учетной политики в целях налогового учета, то в связи с отсутствием такого требования при предоставлении отчетной документации в налоговые инспекции это пояснение не предоставляется. Хотя при проведении камеральной проверки, в случае возникновения спорных моментов налоговые органы могли бы их самостоятельно уточнить из такого рода пояснительной записки. Поэтому если у организации имеются свои особенности определения доходов и (или) расходов, они по своему усмотрению могут передать и пояснение к налоговой учетной политике. А вот при выездной проверке налоговые органы самостоятельно могут затребовать предоставление всех документов, имеющих отношение к определению налогооблагаемой базы и порядку исчисления и уплаты налогов [3].

В конце каждого календарного года работник бухгалтерии, ответственный за разработку учетной политики, должен внимательно изучить все изменения внесенные законодательством и при разработке учетной политики на следующий календарный год должен их отразить. Среди таких изменение в обязательном порядке должны быть отражены новый порог стоимости основных средств и лимит увеличения среднеквартального дохода. Превышение этого лимита требует от организации ежемесячного составления бюджета.

Также важно помнить, что изменения в учетной политике должны быть зафиксированы и обоснованы. В случае изменений в налоговом законодательстве рекомендуется проанализировать действующие процедуры ведения бухгалтерского учета и механизмы контроля, чтобы избежать возможных нарушений и недоразумений во время налоговых проверок. Учетная политика должна быть адаптирована к новым требованиям, что снизит риски и обеспечит правильность налоговых расчетов.

Организации должны регулярно пересматривать учетную политику в соответствии с текущей экономической ситуацией и изменениями в законодательстве. Кроме того, важно, чтобы учетная политика была гибкой и адаптировалась под специфику бизнеса. Каждая организация уникальна, и учетная политика должна отражать ее особенности и потребности. Регулярный анализ и мониторинг эффективности применяемых методов помогут выявить возможные слабые места и вовремя внести коррективы. Таким образом, существующая учетная политика будет служить не только инструментом соблюдения законодательства, но и стратегическим ресурсом для повышения эффективности работы предприятия.

Со стороны руководства критически важно поддерживать активный диалог с бухгалтерским и налоговым отделами. Это позволит не только учитывать мнения всех участников процесса, но и гарантировать, что все изменения будут продуманы и обоснованы. Создание рабочей группы, включающей представителей различных подразделений, может вернуть необходимую многогранность в подход к формированию учетной политики.

Инвестиции в информационные технологии также могут значительно упростить процессы сбора и анализа данных. Автоматизация процессов позволит снизить вероятность ошибок и повысить скорость получения отчетности. В итоге, грамотное распределение ресурсов и внимание к деталям способствуют не только соблюдению законодательства, но и укреплению конкурентных позиций на рынке. В конце концов, внимание к учетной политике становится неотъемлемой частью целенаправленного планирования и управления, обеспечивая организацию необходимыми факторами производства для ее успешной работы.

Как показывает опыт анализа действующих учетных политик, учетная политика в целях налогового учета в виде отдельного документа существуют в крупных компаниях, так как они испытывают определенные трудности при определении базы налогооблагаемой прибыли. В таких компаниях создают специальные подразделения, в обязанности которых входит порядок формирования, изменения и применения учетной политики в целях налогообложения. Также в этих подразделениях разрабатываются и утверждаются учетные регистры, используемые только для налогового учета.

Также в крупных компаниях формирование налогового учета может занимать главенствующее место по сравнению с бухгалтерским учетом. При таком подходе будет разработан рабочий план счетов с акцентом на формирование доходов и расходов в соответствии с требованиями 25 гл. НК РФ.  Небольшие по размеру компании также могут использовать данный способ формирования учтенной политики, если они являются плательщиками налога на прибыль, поскольку налоговые органы не интересуются правильностью ведения бухгалтерского учета, их заботой является только правильные расчет суммы налога. А в 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что отчетность, предоставляемая внешним и внутренним пользователям должна быть составленная на основе данных учета.

Налоговый учет является частью сформированной системы бухгалтерского учета, предполагая адаптацию аналитического учета доходов и расходов. Однако различия в суммах и датах учета зачастую делают невозможным объединение этих двух систем в одном формате.

Таким образом, различия в подходах к налоговому учету и бухгалтерскому учету обуславливают необходимость четкого разграничения этих процессов в организации. В крупных компаниях налогообложение требует глубокого анализа, что ведет к созданию специализированных отделов, оформляющих отчетность независимо от основной бухгалтерии. Это позволяет учитывать особенности налогообложения, уменьшать риски при проверках и достигать оптимизации налоговых выплат.

Вместе с тем, в малых предприятиях подход к налоговому учету зачастую упрощен. Здесь бухгалтерия сокращается до минимально необходимых операций, что позволяет сэкономить ресурсы. Однако такое упрощение может привести к рискам ошибки и несоответствия с налоговым законодательством. Поэтому важно, чтобы даже в небольших компаниях велся серьезный контроль за корректностью формирования налоговых отчетов.

 

Выводы

Подведя основные итоги, можно сделать следующие выводы. Бухгалтерский учет требует точного отражения налоговых обязательств организации. Это отражение включает в себя всю точную фиксацию всей отчетности, связанной с налогообложением, что позволяет регистрировать своевременное поступление налоговых  платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды. Важно, чтобы бухгалтерский учет отслеживал изменения в налоговом законодательстве и корректировал свои отчеты в соответствии с новыми требованиями.

Важно организовать взаимодействие между бухгалтерией и другими подразделениями коммерческих организаций для обеспечения точности и своевременности передачи данных, используемых в налоговом учете. Это сложный процесс, требующий внимания к деталям и знания проблем налогообложения, что в конечном итоге влияет на финансовую устойчивость организации.

Четко сформулированная учетная политика в целях налогообложения компании сегодня очень важна, так как сформированная учетная политика в точном соответствии с действующими требованиями будет направлена на получение максимального финансового результата деятельности организации. Для того чтобы сократить налоговую нагрузку, предприятию следует правильно настроить учетную политику в целях налогообложения. И первым шагом в этом направлении будет приведение ее в точное соответствие с действующим законодательством. И если учетная политика будет построена с учетом действующих нормативно-правовых актов, то на предприятии будет выстроена должным образом трудовая дисциплина и присутствовать внутренний контроль.

Правильное ведение бухгалтерского учета также важно и государству, поскольку через настроенную государственную систему сбора данных, оно получает актуальную информацию о финансах, результатах деятельности каждой компании. И с целью постоянного соответствия требованиям изменяющихся социально-экономических и правовых норм осуществляется внесение изменений и в правила ведения бухгалтерского налогового учета. С помощью него все заинтересованные пользователи получают своевременный доступ к информации, сформированный с помощью данной системы.

При формировании учетной политики в целях налогового учета основной акцент делается на правильность определения и признания в учете доходов и расходов в соответствии с требованиями НК РФ. Но для целей бухгалтерского учета доходы формируются и признаются на основании требований ПБУ 9/99. В связи с этим моменты признания выручки по бухгалтерскому и налоговому учету не всегда совпадают. В отдельных видах деятельности эти моменты могут совпадать, но это не следует воспринимать как стандартную практику. Каждый аспект учета выручки должен основываться на действующих законодательных нормах.

Эффективная учетная политика позволяет не только соблюдать требования законодательства, но и оптимизировать внутренние процессы компании, тем самым помогая улучшить финансовые показатели. С целью оптимизации финансового состояния организация должна разработать такую систему налогового учета, которая будет учитывать специфические особенности ее деятельности и рынка, на котором она работает.

 

References

1. Astahov V.P. Buhgalterskiy (finansovyy) uchet. Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / V.P. Astahov. – Lyubercy: Yurayt, 2024. – 386 c.

2. Federal'nyy standart buhgalterskogo ucheta FSBU 6/2020 «Osnovnye sredstva» Utverzhden prikazom Minfina Rossii ot 17.09.2020 № 204n // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Beskorovaynaya S.A. Standartizaciya buhgalterskogo ucheta i finansovoy otchetnosti / S.A. Beskorovaynaya. – M.: NIC INFRA– M, 2023. – 277 s.

4. Shatalova O. I. Glava 9. Effektivnost' deyatel'nosti organizacii: upravlencheskie aspekty / O. I. Shatalova // Sovremennye aspekty upravlencheskoy deyatel'nosti : kollektivnaya monografiya / pod obschey redakciey O. I. Shatalovoy. – Stavropol' : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "SEKVOYYa", 2023. – S. 164-184. – EDN HWGTDT.

5. https://www.consultant.ru/

6. Tyuten'kova M.I., Nikulina S.N., Roznina N.V., Karpova M.V.Izmenenie uchetnoy politiki organizacii v usloviyah perehoda na novyy federal'nyy standart//Aktual'nye voprosy sovremennoy ekonomiki. 2021.- №10. S .501-508

Login or Create
* Forgot password?