сотрудник
студент
УДК 339.16 Виды и формы торговли по различным критериям
В статье рассматриваются ключевые барьеры, ограничивающие использование электронных торговых площадок частным бизнесом в России. Проведен анализ функциональных возможностей данных площадок, их преимуществ и недостатков, а также выявлены основные факторы, препятствующие вовлечению компаний в цифровые торговые процессы. Исследование включает анализ ключевых функций платформ, методов привлечения частного бизнеса и ограничений, с которыми сталкиваются компании при работе на электронных торговых площадках. Рассмотрены практические кейсы, включающие мнения экспертов и пользователей, а также сравнительный анализ успешных международных практик в данной сфере. Особое внимание уделено проблемам аккредитации, финансовым и психологическим барьерам, бюрократическим ограничениям и недостаточной информированности бизнеса о возможностях платформ. Также проанализированы вопросы доверия к площадкам, уровень цифровой грамотности участников и адаптация существующих механизмов к потребностям малого и среднего бизнеса. На основе выявленных барьеров предложены рекомендации по их устранению, а также по совершенствованию механизмов работы электронных торговых площадок для повышения их доступности, эффективности и привлекательности для частных компаний
электронные торговые площадки, рынок B2B, цифровая трансформация, барьеры вхождения, электронные закупки
1. АО «ЕЭТП» Росэлторг. Больше, чем закупки / АО "ЕЭТП" [Электронный ресурс] // Госзакупки: [сайт]. — URL: https://goszakupki73.ru/wp-content/uploads/2024/04/Презентация-ЭТП-Росэлторг-Функционал-площадки.pdf?ysclid=m2kq8rpdkg665157229 (дата обращения: 23.10.2024).
2. Брежнева В.М., Петрушина В.В. Исследование стратегических направлений развития B2B-продаж в современной экономике // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2020. – №1 (15). – С. 74-84. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/mqgmrz, DOI: https://doi.org/10.21603/2500-3372-2020-5-1-74-84.
3. Веригина А.В., Коваль Д.В. Приоритеты развития электронной коммерции в 2022 году // Экономика. Налоги. Право. – 2022. – №1. – С. 94-104. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/iftwae, DOI: https://doi.org/10.26794/1999-849X-2022-15-1-94-104.
4. Грищенко Т.Д. Обзор систем электронного взаимодействия в сегменте B2B // Фундаментальные и прикладные исследования в области управления, экономики и торговли: сборник трудов Всероссийской научно-практической и учебно-методической конференции (Санкт-Петербург, 4-6 июня 2019 г.) СПб. – 2019. – С. 163-166. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/cewxee.
5. Дерябина Г.Г., Трубникова Н.В. Диджитализация коммерческого направления деятельности российских компаний как фактор повышения их конкурентоспособности // Современная конкуренция. – 2021. – №3 (83). – С. 131-143. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/ovxurz, DOI: https://doi.org/10.37791/2687-0657-2021-15-3-131-143.
6. Жуков П.Е. Оценка эффективности электронных торговых площадок B2B для стимулирования малых и средних предприятий и международной торговли // Вестник Евразийской науки. – 2019. – Т.11, №3. – С. 14. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/iupkzl.
7. Кисин М. Интернет-продвижение в сегменте B2B: эффективность основных площадок // Мясная сфера. – 2014. – №6. – С. 74-76. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/zwpvdd.
8. Кожевина О.В., Трифонов П.В. Анализ факторов, влияющих на стратегию развития сегмента B2B в электронном бизнесе России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-12. – С. 2686-2691. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/tppfuf.
9. Кондратенко Ю.Н. Продвижение и сбыт на В2В рынках в эпоху цифровизации // Менеджмент, реклама и PR: современное состояние и тенденции развития / отв. ред. Е. А. Ильина. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т. – 2019. – С. 121-126. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/nllfry.
10. Ларин А. 5 главных проблем при участии в госзакупках – [Электронный ресурс] // RB.ru. – URL: https://rb.ru/opinion/b2g-problems/ (дата обращения: 10.03.2025).
11. Лучшие ЭТП по уровню удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством их услуг [Электронный ресурс] // RX Rating Review: [сайт]. – URL: https://raex-rr.com/b2b/procurement/ETP/2021/ (дата обращения: 23.10.2024).
12. Миндич Д.А. ЭТП В РОССИИ. Стратегии бизнеса. – 2014. – №4 (6). – С. 28-41. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/tkukap.
13. Пузанова И.А., Аверьянова П.А. Развитие онлайн-площадок B2B для формирования эффективной деловой среды // E-Management. – 2022. – №3. – С. 136-144. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/dmytno, DOI: https://doi.org/10.26425/2658-3445-2022-5-3-136-144.
14. RAEX-Аналитика. Электронные торговые площадки в России – 2023 (Рейтинг удовлетворенности корпоративных заказчиков качеством услуг) – [Электронный ресурс] // RAEX. – URL: https://raexrr.com/b2b/procurement/ETP/2023/ (дата обращения: 10.03.2025).
15. Рынок электронных закупок: цифровая трансформация продолжается / Рейтинговое агентство «Эксперт РА» [Электронный ресурс] // Expert: [сайт]. – URL: https://raexpert.ru/researches/etpb/etp_market_2024/ (дата обращения: 13.10.2024)
16. Табурчак П.П., Табурчак А.П., Корнилова И.Л. Развитие электронно-торговых площадок на российском рынке // Журнал правовых и экономических исследований. – 2017. – №1. – С. 198-201. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/yguhar.
17. Цзыхао Лю. Возможности цифровизации для управления B2B-продажами // Инновации и инвестиции. – 2023. – №12. – С. 515-518. – EDN: https://elibrary.ru/https://www.elibrary.ru/sflnft.
18. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ В РОССИИ — 2023 / РАЭКС-АНАЛИТИКА [Электронный ресурс] // RX Rating Review: [сайт]. – URL: https://raexrr.com/files/analytics/ETP2023.pdf?ysclid=lwtaxb0kqy117730204 (дата обращения: 23.08.2024).
19. Gartner: к 2025 году 80% контактов при B2B-продажах будет осуществляться по цифровым каналам – [Электронный ресурс] // CIO.osp.ru (Вестник цифровой трансформации). – URL: https://cio.osp.ru/news/161220-Gartner-k-2025-godu-80-kontaktov-pri-B2B-prodazhah-budet-osuschestvlyatsya-po-tsifrovym-kanalam (дата обращения: 10.03.2025).