сотрудник
сотрудник
УДК 378.1 Организация высшего образования. Организация работы высшего учебного заведения
В статье рассматривается философия как особая форма рефлексивного мышления, обеспечивающая методологические и мировоззренческие основания современного университетского образования. Отмечается, что философия не является просто совокупностью теоретических знаний или историко-философских сведений, а представляет собой способ мышления, направленный на осмысление собственных оснований и пределов человеческого познания. В условиях технологизации и прагматизации образования философия выполняет функцию сохранения гуманитарного измерения университетской культуры, развивая у студентов способность к критическому анализу, самопониманию и постановке смысловых вопросов. Подчёркивается, что преподавание философии в вузе должно быть ориентировано не на передачу готовых истин, а на формирование способности мыслить философски, то есть на инициирование процесса рефлексии как внутреннего опыта осмысления. Предлагается методологическая переориентация философского образования - от дисциплинарной модели к модели философствования как совместного акта мышления, основанного на диалоге, проблемности и экзистенциальной включённости студента. Философия предстает как ядро университетского образования, обеспечивающее его духовную целостность и способность к самоосмыслению. Именно в этой функции философия сохраняет своё уникальное значение в формировании культуры мышления и гуманистических оснований современного образования.
философия, рефлексия, мышление, методология, университетское образование, философское образование, критическое мышление
1. Замощанский И.И., Конашкова А.М. Общество и философия: формирование социально-личностных компетенций // Теория и практика общественного развития. 2015. № 4. С. 103–107.
2. Володина О. В. Полипарадигмальные обоснования современного образования // Изв. Вологр. гос. пед. ун-та. 2016. № 7 (111). С. 4–11.
3. Канеман Д. Думай медленно, решай быстро. М., 2013. 710 с.
4. Кокурхаева Р.М.Б., Хамурзов А.Т., Шафиева Э.Т. Цифровые платформы как инструмент трансформации экономики//Журнал прикладных исследований. 2022. Т.2. № 9. С. 107-111.
5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию: сборник. М., 1992. 414 с.
6. Навыки, которые помогут сделать карьеру в ХХI веке [Электронный ресурс]//EduMarket.ru. URL: http://edumarket.ru/library/youngspec/22322/ (дата обращения: 30.09.2025).
7. Непряхин Н. Не верю! Как развить критическое мышление [Электронный ресурс]//Никита Непряхин. URL: https://nepryakhin.ru/news/ne-veryu-kak-razvit-kriticheskoe-myshlenie/ (дата обращения: 30.09.2025).
8. Рубакин Н.А. Как заниматься самообразованием. М., 1962. 127 с.
9. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000. 503 с.
10. Чупина В. А. Рефлексивный метод и его роль в развитии профессионального мышления управленческих кадров // Образование и наука. 2010. № 11 (79). С. 12–22.



