Россия
В условиях современного социально-экономического развития общества и трансформации системы высшего образования проблема воспитания студентов приобретает особую актуальность и стратегическую значимость, поскольку именно в период обучения в высших учебных заведениях происходит формирование ключевых личностных, гражданских и профессиональных качеств будущих специалистов. Современный вуз рассматривается не только как пространство передачи знаний и формирования профессиональных компетенций, но и как важнейший социальный институт, осуществляющий целенаправленное воспитательное воздействие на студенческую молодежь. Усиление глобализационных процессов, изменение ценностных ориентиров, рост информационных нагрузок, цифровизация образовательной среды и усложнение социальных взаимодействий требуют пересмотра традиционных подходов к воспитательной работе и поиска эффективных механизмов воздействия на личность студента. В статье рассматриваются эффективные подходы к воспитанию студентов в высших учебных заведениях как целостная и многоуровневая система, включающая педагогические, психолого-педагогические и социально-культурные компоненты воспитательной деятельности. Анализируется сущность воспитания студентов в контексте современного высшего образования, раскрывается его роль в формировании социальной ответственности, гражданской позиции, нравственных ценностей и способности к саморазвитию. Особое внимание уделяется факторам, влияющим на результативность воспитательной работы, таким как особенности образовательной среды, специфика студенческого возраста, уровень включенности обучающихся во внеучебную деятельность и взаимодействие между преподавателями, администрацией и студенческим сообществом. В работе подробно рассматриваются основные педагогические и профилактические подходы к воспитанию студентов, формы и методы их реализации в учебной и внеучебной деятельности, а также значение проектной, волонтерской и социокультурной активности в формировании гармонично развитой личности. Подчеркивается роль преподавателя и образовательной организации в создании воспитательной и развивающей среды, способствующей формированию устойчивых ценностных ориентиров и позитивных моделей поведения. Делается вывод о необходимости комплексного и системного подхода к воспитанию студентов в высших учебных заведениях, направленного на повышение эффективности образовательного процесса, развитие личностного потенциала обучающихся и подготовку социально ответственных, профессионально компетентных выпускников
воспитание студентов, высшее образование, воспитательная работа, образовательная среда, педагогические подходы, внеучебная деятельность
1. Агапова Г. В. Теоретические подходы к воспитанию студентов высших учебных заведений.//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, -2007.
2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие - М.: АРКТИ, 2007.
3. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, -2003, -№10.
4. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие, М.,- 2005.
5. Савченков А. В., Гнатышина Е. А., Уварина Н. В., Щагина Г. В. Банк лучших воспитательных практик вузов России.- коллективная монография, Москва: Первое экономическое издательство, -2022.
6. Хуторской А. В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы» // Народное образование, -2003, -№2,- с. 58–64.



