В современных условиях социально-экономического развития общества и трансформации системы высшего образования проблема формирования и воспитания здорового образа жизни у студенческой молодежи приобретает особую актуальность и требует комплексного научного осмысления. Интенсификация образовательного процесса, увеличение объемов учебной нагрузки, высокий уровень психоэмоционального напряжения, широкое распространение цифровых технологий и дистанционных форм обучения, а также снижение уровня повседневной двигательной активности оказывают существенное влияние на состояние физического, психического и социального здоровья студентов. В условиях данных изменений возрастает необходимость целенаправленного воспитательного воздействия, направленного на формирование у студентов осознанного, устойчивого и ответственного отношения к собственному здоровью как важнейшей жизненной ценности и ресурса личностного, профессионального и социального развития. В статье рассматривается воспитание студентов в духе здорового образа жизни как системный и многоаспектный процесс, включающий педагогические, психолого-педагогические и социально-культурные компоненты, реализуемые в рамках образовательной и внеучебной деятельности. Анализируется сущность понятия «здоровый образ жизни», раскрываются его основные структурные элементы и определяется его значение для успешной образовательной деятельности, адаптации студентов к условиям обучения и формирования профессиональной компетентности. Особое внимание уделяется выявлению факторов и рисков, негативно влияющих на здоровье студенческой молодежи, включая стресс, несбалансированное питание, недостаток физической активности и распространение вредных привычек. В работе рассматриваются основные подходы к воспитанию здорового образа жизни в образовательных организациях, анализируются практики физкультурно-оздоровительной, профилактической и просветительской направленности, а также роль образовательной среды, преподавательского состава и воспитательной работы в формировании культуры здоровья у студентов. Подчеркивается значение комплексного и целенаправленного подхода к организации деятельности образовательных организаций, направленной на сохранение и укрепление здоровья студенческой молодежи, повышение качества образовательного процесса и формирование гармонично развитой личности.
здоровый образ жизни, студенты, воспитание, образовательная среда, физическая культура, профилактика
1. Антоненко М. Н. Формирование здорового образа жизни у студентов // Вопросы образования и здоровья. 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-studentov КиберЛенинка
2. Дьякова А. Н. Формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни школьников и студентов // Специальные образования: педагогика и психология. 2022. URL: https://journals.psu.by/specialists_education_pedagogy/article/download/2519/2275 journals.psu.by
3. Кочиева Э. Р. Формирование здорового образа жизни студентов: мотивационно-ценностный аспект // География и экологическое образование. 2021. URL: https://vstu.ru/nauka/izdaniya/doi/10.35211_2500-2635-2021-3-47-22-27.pdf vstu.ru
4. Лядова А. В. Здоровьесбережение в представлениях студентов: особенности и факторы формирования // Образование и здоровье. 2024. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberezhenie-v-predstavleniyah-studentov-osobennosti-i-faktory-formirovaniya КиберЛенинка
5. Yandutkina K., Nukeshtayeva K., Bolatova Z. и др. Determinants of Health Behaviors Among University Students: Insights from a Cross-Sectional Study in the Karaganda Region // Journal of Clinical Medicine of Kazakhstan. 2024; 21(4): 59-65. DOI:https://doi.org/10.23950/jcmk/14966. URL: https://www.clinmedkaz.org/download/determinants-of-health-behaviors-among-university-students-insights-from-a-cross-sectional-study-in-14966.pdf



