Интеллектуальные экосистемы оптимизации вспомогательных процессов ИТ-компаний на примере «SMARTBACKOFFICE»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена актуальному вопросу оптимизации вспомогательных процессов в целях повышения эффективности бизнес-процессов ИТ-компании и обеспечения реализации приоритетов, определяемых корпоративной стратегией. В рамках исследования реализован экосистемный подход к автоматизации оценки ИТ-проектов и их сопровождения, управления административными сервисами, рутинных процессов разработки ПО, бесшовной интеграции с внешними сервисами. Цель проведенного исследования заключалась в создании экосистемы, включающей интеллектуальные инструменты для оптимизации и, как следствие, повышения эффективности вспомогательных процессов в ИТ-компаниях на примере компании-участника проекта «Сколково». Описаны результаты создания интеллектуальной экосистемы оптимизации вспомогательных процессов ИТ-компаний. Предлагаемая экосистема «SmartBackOffice» содержит следующие модули: программный модуль «Платформенный компонент 1.0 (модуль core-логики экосистемы)», модуль оценки ИТ-проектов и их сопровождения, модуль автоматизации вспомогательных процессов программиста, центр управления административными сервисами, модуль бесшовной интеграции с внешними решениями. По результатам исследовательской работы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте) зарегистрированы База данных «Интеллектуальная экосистема оптимизации вспомогательных процессов ИТ-компаний SmartBackOffice», программы для ЭВМ: «Онлайн-сервис оценки ИТ-проектов и их сопровождения SmartBackOffice», «Платформенный компонент core-логики 1.0 SmartBackOffice», «SmartBackOffice.Consent». Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности применения созданной экосистемы в сегменте ИТ-компаний.

Ключевые слова:
вспомогательные процессы, оптимизация бизнес-процессов, ИТ-компании, ML-технологии, функциональные подсистемы (ФП), SmartBackOffice
Список литературы

1. Дворец Н.Н., Копейкин А.В. (2014) Антикризисное управление в IT-компании // Справочник экономиста, № 1. URL: https://www.profiz.ru/se/1_2014/anticrizis_it/

2. Дулесов, А. С., Андреев, Р. А., & Коновалов, А. А. (2024). Модель архитектуры ИТ-решений: создание, генерация решений // Современные инновации, системы и технологии - Modern Innovations, Systems and Technologies, №4(2), 0212–0220. https://doi.org/10.47813/2782-2818-2024-4-2-0212-0220

3. Головкова А.С., Колос Н.В. (2023) Архитектура хранения и нормализация нормативно-справочных данных на этапе создания единого цифрового контура на предприятии // Экономика. Информатика, №50(1), С. 173–182. https://doi.org/10.52575/2687-0932-2023-50-1-173-182

4. Андрюшкевич С.К., Гуськов А.Е. (2013) Практика решения задач интеграции информационных систем на основе управления мастер-данными // Вычислительные технологии, №18(6), С. 3-15.

5. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств.

6. Olawuyi J.O., Mercy B.-E., Oju O. (2023) Configuration management // West Africa Journal of Science, Technology and Socia, No.10(25). P. 97-105.

7. Карпунин А.А., Ганев Ю.М., Чернов М.М. (2015) Методы обеспечения качества при проектировании сложных программных систем // Надежность и качество сложных систем, №2(10). С. 78-84.

8. Гурин Р.Е. (2014) Обзор и анализ инструментов, которые осуществляют верификацию бинарного кода программы // Новые информационные технологии в автоматизированных системах, №17. С. 514-518.

9. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. 2023. 228 с.

10. Рудяга Е.В. (2023) Управление ИТ-ресурсами. В сборнике: Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике. Материалы I Международной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, С. 273-274.

11. Pilorget L. IT Operation Management (ITOM). https://doi.org/10.13140/RG.2.2.36474.88006

12. Ilori, Oluwatosin & Nwosu, Nelly & Naiho, Henry. (2024) A comprehensive review of it governance: effective implementation of COBIT and ITIL frameworks in financial institutions // Computer Science & IT Research Journal, No.5, 1391-1407. https://doi.org/10.51594/csitrj.v5i6.1224

13. Дворецкий А. Г. (2024) Оптимизация процессов управления IT-проектами с использованием методов машинного обучения // Инженерно-строительный вестник Прикаспия: научно-технический журнал, № 2 (48). С. 109–115.

14. Стерлягов С.П., Безматерных Н.А. (2017) Совершенствование деятельности отдела информационных технологий налоговой инспекции на основе методологии ITSM/ITIL // Интернет-журнал Науковедение, Т. 9. № 3. С. 105.

15. Мадьяров К.Л., Трофимова Е.В. (2023) Разработка ИТ-решения для совершенствования бизнес-процессов строительной компании // Тенденции развития науки и образования, №97(11), С. 86-91.

16. Сахарова Н.В. (2018) Автоматизация вспомогательных бизнес-процессов в управлении образовательной организацией высшего образования. В сборнике: Новые информационные технологии в образовании. Сборник научных трудов 18-й международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Д.В. Чистова. С. 189-190.

17. Matt, C.; Hess, T.; Benlian (2015) A. Digital Transformation Strategies. Business and Information Systems Engineering, No. 57(5), P. 339–343. https://doi.org/10.1007/s12599-015-0401-5

18. Tiwana, A., Konsynski, B., Bush, A.A. (2010) Platform evolution: Coevolution of platform architecture, governance, and environmental dynamics // Information Systems Research 2010, No. 21(4), P. 675—687.

19. Lusch R F., Nambisan S. (2019) Service innovation: A service-dominant logic perspective // MIS Quarterly, No. 39(1), P. 155—175.

20. Hein A., Schreieck M., Riasanow T., Setzke D. S., M. Wiesche, Böhm1 M., Krcmar. H. (2020) Digital platform ecosytems // Electron Markets, No. 30, pp. 87-98.

21. Sickles, R., Zelenyuk, V. (2019) Measurement of Productivity and Efficiency: Theory and Practice. Cambridge: Cambridge University Press., 28 p. https://doi.org/10.1017/9781139565981

22. Bowers, B.S., Thal, A.E. and Elshaw, J.J. (2023) Onboarding: just how important is it? // Strategic HR Review, Vol. 22 No. 5, pp. 164-168. https://doi.org/10.1108/SHR-06-2023-0039

23. Татьянина Е.П. (2020) Автоматизация бизнес-процессов образовательной организации: финансовый модуль // Информатика и образование, № 3. С. 26–30.

24. Цыгалов Ю.М., Ященко А.И. (2022) Повышение эффективности деятельности компании при оптимизации вспомогательных бизнес-процессов // Управленческие науки, №12(2), 68-85. https://doi.org/10.26794/2304-022X‑2022-12-2-68-85

25. Телегин В.А. (2023) Использование методов машинного обучения для создания алгоритма адаптивной оценки времени выполнения проектных задач // Инновационные научные исследования, № 6-3(30). C. 146-161. https://doi.org/10.5281/zenodo.8128520

Войти или Создать
* Забыли пароль?