сотрудник
сотрудник
сотрудник
Целью данного исследования являются современные подходы к организации учебного процесса в системе среднего профессионального образования (СПО), которые ориентированы на практико-ориентированность, цифровизацию, индивидуализацию обучения и международные стандарты. В ней отражены ключевые направления, такие как - практико-ориентированное обучение; цифровая трансформация; гибкие образовательные траектории – адаптивные программы, тьюторское сопровождение, учет индивидуальных достижений; развитие soft skills; международные стандарты. Установлены перспективы современных подходов к организации учебного процесса в системе СПО в виде - расширения программ «Профессионалитет»; развития метавселенных для профессиональной практики; углубления международного сотрудничества. В статье указывается, что современное СПО становится гибкой системой, сочетающей инновационные технологии с практико-ориентированным подходом, что позволяет готовить востребованных специалистов для цифровой экономики. Даются рекомендации по совершенствованию этого процесса, которые заключаются в постепенном внедрении изменений с опорой на лучшие российские и мировые практики.
СПО, практико-ориентированное обучение, цифровизация, WorldSkills, soft skills, индивидуализация
1. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. «Модульно-компетентностный подход в СПО». – М.: ФИРО, 2020.
2. Блинов В.И., Факторович А.А. «Современные модели практико-ориентированного обучения в СПО» // Профессиональное образование и рынок труда. – 2023. – № 2. – С. 45-58.
3. Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю. «Дуальное обучение в системе СПО: теория и практика». – М.: Академия, 2021.
4. Гетманская А.В. «Цифровые технологии в профессиональном образовании». – СПб.: Лань, 2022.
5. Гурьянова М.П. «Цифровая трансформация СПО: вызовы и решения» // Образовательные технологии. – 2022. – № 4. – С. 12-25.
6. Есенина Е.Ю. «WorldSkills как драйвер развития СПО» // Профессиональное образование. Столица. – 2021. – № 10. – С. 33-40.
7. Зеер Э.Ф. «Психология профессионального образования». – М.: Юрайт, 2023.
8. Олейникова О.Н., Муравьева А.А. «Модульно-компетентностный подход в СПО». – М.: ФИРО, 2020.
9. ФГОС СПО (актуальные стандарты по профессиям и специальностям). – М.: Минпросвещения РФ.
10. Стратегия развития СПО до 2030 года (утв. Правительством РФ).
11. Бейбалаева Д.К. Теоретические основы бухучета. Учебное пособие. УМК. Махачкала, Rizo-press, 2019.
12. Бейбалаева Д.К. Менеджмент. Учебное пособие. Махачкала, Rizo-press, 2024.
13. Бейбалаева Д.К. Маркетинг. Учебное пособие. Махачкала, Rizo-press, 2025.
14. Гетманская А.В. «Цифровые технологии в профессиональном образовании». – СПб.: Лань, 2022.
15. Портал «Современное образование» (Минпросвещения) – [edu.gov.ru](https://edu.gov.ru)
16. OECD (2022). «Vocational Education and Training (VET) for a Global Economy» – [oecd.org](https://www.oecd.org)
17. UNESCO-UNEVOC – [unevoc.unesco.org](https://unevoc.unesco.org) (ресурсы по профобразованию).
18. Официальный сайт WorldSkills Russia – [worldskills.ru](https://worldskills.ru)
19. Журнал «Профессиональное образование» – [профессиональноеобразование.рф](https://профессиональноеобразование.рф)



