студент
Россия
В статье проводится историко-институциональный анализ эволюции государственного регулирования и механизмов саморегулирования в российской строительной отрасли в период рыночных преобразований. Цель исследования — выявить противоречия между теоретическими рекомендациями по организации саморегулируемых организаций (СРО) и практическими решениями законодателя, а также предложить инструменты повышения эффективности отраслевого контроля. В качестве методологической базы использованы системный анализ нормативно-правовой базы, теория институциональных изменений и агентских отношений, а также статистические и отчетные данные СРО. В результате исследования доказано, что внедрение обязательного саморегулирования по законам 315-ФЗ и 372-ФЗ позволило снизить бюрократические барьеры, однако ряд организаций испытывает дефицит ресурсной и методической поддержки, а механизмы обратной связи с регулятором остаются слабо развитыми. На основе анализа выявлены ключевые проблемы прозрачности финансовых операций СРО, несогласованности членских процедур и отсутствия сквозных цифровых решений. Предложены меры по разработке единой цифровой платформы обмена данными, унификации методик оценки профессиональных рисков, усилению аудита гарантийных фондов и введению системы рейтингов СРО. Внедрение этих инструментов призвано оптимизировать взаимодействие государства и профессионального сообщества, повысить качество строительных работ и укрепить доверие участников рынка.
государственная политика, саморегулирование, строительная деятельность, саморегулируемая организация, нормативно-правовое регулирование
1. Воронова Е. Г. Особенности совершенствования институциональной инфраструктуры саморегулирования в строительстве // Вестник мировой науки. 2018. Т. 10. № 5. https://elibrary.ru/item.asp?id=36768632 (дата обращения: 21.03.2024).
2. Комов Р. Р. Развитие систем и отношений участников комплекса инженерии в строительстве // Актуальные проблемы строительства и образования – 2023: Сборник докладов IV Национальной научной конференции, Москва, 15 декабря 2023 года. Москва: Московский государственный строительный университет (национальный исследовательский университет). 2024. С. 948–953.
3. Кожеев В. А., Кожеев М. В., Юд. А. Оценка конкурентоспособности саморегулируемых организаций в строительстве // Экономика и предпринимательство. 2023. № 6 (155). С. 1379–1382.
4. Мохов, А. А. Государственное регулирование и саморегулирование экономической деятельности с позиций теории систем / А. А. Мохов // Государство и право. – 2019. – № 6. – С. 56-65. – DOIhttps://doi.org/10.31857/S013207690005258-5. – EDN HHSGRH.
5. Никифорова, В. Д. Некоторые аспекты формирования бизнес экосистем и системы государственного регулирования и саморегулирования их деятельности / В. Д. Никифорова, А. А. Никифоров // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2024. – Т. 15, № 4(66). – С. 109-119. – EDN VAVPIU.
6. Сычев, И. В. Становление института саморегулирования в государственной системе управления строительным комплексом / И. В. Сычев // Рефлексия. – 2021. – № 6. – С. 34-37. – EDN TKXMRP.
7. Цыганов Г. В. Формирование структуры мониторинга выполнения государственного строительного заказа // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 7. URL: https://ejc.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskiy-ekonomicheskiy-zhurnal-7-2023/30
8. Цыганов Г. Взаимодействие формальных и неформальных институтов рынка: теоретический и методологический аспекты // Теория и практика общественного развития. 2013. № 9. С. 288–291.



